«Петербургский Телезритель», апрель 2007 год.

Борис Хвошнянский: «Я белый и пушистый брюнет»

В кино крестным отцом актера Бориса Хвошнянского можно назвать режиссера Дмитрия Светозарова. Именно у него он снялся в сериалах «Агент национальной безопасности», «Танцор», «По имени барон»… Потом были роли в музыкальном фильме «Фигаро» и «Бедном, бедном Павле» Виталия Мельникова. Борис Хвошнянский утверждает, что самое ужасное, когда нет работы. Слава богу, сейчас актер не может пожаловаться на ее отсутствие. Он снимается сразу в нескольких сериалах и играет главную роль в спектакле Театрального центра на Коломенской «Ванна из лепестков роз»…

«Если нет работы – схожу с ума»

- Как вы попали в Театральный центр на Коломенской?

- Когда-то, года два назад, о Центре на Коломенской мне рассказал очень уважаемый мною режиссер Семен Яковлевич Спивак, который ставил там пьесу «Пижама для шестерых». А полгода назад раздался звонок, и меня пригласили на роль в спектакле «Ванна из лепестков роз». Я приехал на переговоры с продюсером центра - замечательной женщиной Ириной Беляковой, присмотрелся, прочитал пьесу и, выдержав культурную паузу в пару дней, согласился на участие в спектакле. Хотя мог бы сделать это и сразу. Антрепризные проекты предполагают совсем другие отношения, чем в репертуарном театре, - здесь остаешься свободным человеком с возможностью выбора. Кроме того, режиссером будущего спектакля являлся Андрей Житинкин – имя очень громкое в театральном мире.
- В спектакле «Ванна из лепестков роз» у вас две партнерши – Ольга Кабо и Анна Терехова. Разные спектакли получаются?
- У нас еще и инспекторы меняются. Алексей Жарков и Владимир Долинский. И они по-разному существуют. Что касается главных героинь, Ольга хороша по-своему, Анна по-своему. С ними обеими удобно играть, но по-разному. Ольга играет человека с очень мощным стержнем. Ее героиня – прима, породистая дама, которая на протяжении 16 лет делала себя в профессии и в жизни и выстроила в столь сильную фигуру. Мне кажется, что для образа это очень верно. Если принимать во внимание, что вся история так или иначе связана с Кармен, то, конечно, у героини должен быть стальной характер. Зато героиня Ани Тереховой более теплый человек, любящий, страстный… Аня очень женственна.
- А еще в «Ванне из лепестков роз» много танцев. Было трудно?
- Я занимался народными танцами с первого по восьмой класс. Благодаря этому сохранил какую-то форму, пластичность. Репертуар был колоссальный, мы очень много давали концертов, и это не было рутиной. После восьмого класса я уже точно знал, что пойду в театральный. Хотя поступить было бы непросто, ведь в школе я учился ужасно.
- Как родители реагировали?
- Привыкли. Ходили в школу как на работу – скорбно и регулярно. В конце концов, учительница по русскому языку и литературе сказала: «Ну что я могу поделать? И что вы можете поделать? Давайте ждать!» Мама выдохнула и стала ждать, зная, в какие я мог вступать в дебаты с учителями – за словом в карман не лез. Разумеется, я им действовал на нервы. Меня выгоняли за дверь, а я только того и добивался.
- Вы пошли в театральный, потому что в другой институт не поступили бы или заболели актерством?
- И то и другое. Я, действительно, не представлял, чем бы мог заниматься. А театром заболел давно, еще в Театре Юношеского Творчества. Там мне и показалось, что я достаточно пропитался «запахом кулис», чтобы поступить в театральный. Через несколько лет и не с первой попытки я реализовал эту идею, поступив на курс Владимира Владимировича Петрова. На нашем курсе учились Дима Нагиев, Игорь Лифанов, Дима Хоронько, Толя Журавлев… Много хороших ребят. С Димой и Игорем мы виделись совсем недавно на съемочной площадке «Смертельного сходства», который снимает Кирилл Капица. Иначе встретиться не удается – времени нет.
- Что было в вашей творческой жизни до Центра на Коломенской?
- Я работал в «Театре-Буфф», потом два с половиной года участвовал в антрепризных проектах со Светланой Крючковой, Игорем Скляром, Колей Добрыниным, Илзе Лиепой. Работал и продолжаю работать в «Смешном Театрике». Это театр без четвертой стены, театр-кабаре по сути. Играем Аверченко, Зощенко, делаем эстрадные миниатюры. Работал в театре «Антреприза им. Андрея Миронова». Потом был перерыв. Это настоящая каторга. Лучше трудиться по 12 часов в день и, может быть, не всегда получать от этого удовольствие, нежели маяться без работы.
- Неужели ничем не могли себя занять?
- Можно найти массу занятий: ходить в спортзал, писать стихи, пить водку, наконец. Но я не могу ничего делать: если нет работы – схожу с ума.

«На съемках порой происходят казусы»

- Где вы сейчас снимаетесь?

- В трех детективных сериалах, которые запущены практически параллельно: второй сезон снимаюсь в «Операх» («Хроники убойного отдела»), в сериале под названием «Гончие» и в четырехсерийном фильме с рабочим названием «Смертельное сходство» о мире шоу-бизнеса.
- После работы со Светозаровым интересно работать с другими режиссерами?
- Действительно, Дмитрий Иосифович – один из самых удивительных и интересных режиссеров, с которыми мне посчастливилось работать. Летом снимался у Алексея Козлова в «Прииске-2». Тоже совершенно потрясающий, фонтанирующий идеями режиссер. Он буквально живет в кино, пропитан им.
- А правда ли, что Светозаров увидел в вас что-то демоническое и пригласил на роль?
- Ему нужен был подобный образ для сериала «Агент национальной безопасности», в котором я сыграл доктора Фауста – персонажа, который производит и продает наркотики. Образ сеятеля зла. Понятно, что во внешности должна была быть этакая чертовщина.
- Как-то ощущаете эту чертовщинку в себе?
-Я милейшей души человек. Ангельского нрава. Белый и пушистый брюнет.
- На съемках какого сериала вас укусила змея?
- В «Агенте».
- Чем вы ее обидели?
- Эта была тропическая анаконда. Она не ядовитая, но очень нервная, и нрав у нее недобрый. Для того, чтобы она не выкинула во время съемок никаких фокусов, ее укололи каким-то снотворным препаратом. Но либо наркоз отошел, либо она все-таки чересчур психанула… Змеи очень реагируют на резкие движения. Я ее неудачно повернул, и она впилась мне в руку! Два ряда острых зубов!.. Потерял два ведра крови и полкило нервных клеток. Следующий дубль был уже в перчатках…
- А еще пуля как-то неудачно попала…
- А если пуля попадает удачно, то… это очень неудачно (смеется). Это тоже произошло на съемках этого же сериала. Происходят порой казусы. Мне неправильно прикрепили имитатор пулевого попадания. Эта накладка с бутафорской кровью должна разрываться наружу, а она разорвалась вовнутрь, то есть в меня. Был небольшой ожог и большой шок.
- Давайте поговорим о приятном на съемках, например, об Олеге Янковским, с которым вы играли в «Бедном, бедном Павле»…
- Что можно сказать? Он потрясающий! Человек с пронизывающей энергетикой. Работает легко и глубоко. Это впечатляло. Он постоянно шутил: «Опять Хвошнянский? Не знаю, как я буду с ним в кадре…»
- Когда вас пригласили на роль в «Фигаро», не удивились?
- Я подумал, что абсолютно правильный выбор. Кто, как не я? Да нет, конечно, у меня сразу отвисла челюсть, как только услышал: музыкальный фильм «Безумный день или женитьба Фигаро» для НТВ. Подумал «наконец-то» и полетел на пробы в Киев.

О любви

- Вы эмоциональный человек?

- Никого не удушил ни разу.
- А в хорошем смысле? Порывы свойственны?
- Не могу назвать себя спокойным человеком, но стараюсь быть таковым. Иногда не получается – и я злюсь на себя. А когда получается, начинаю думать: «Вот надо было все-таки размазать его по стене» (смеется).
- Для вашего героя Майкла из спектакля «Ванна из лепестков роз» творчество важнее любви. А для вас?
- Ну… Без любви худо-бедно можно протянуть, а без дела – ты покойник. Если есть большая любовь, а ты вне творческой реализации лежишь и плюешь в потолок 24 часа в сутки – тут уж похороны любви.
- Можете себя останавливать, когда видите красивую девушку?
- Только этим и занимаюсь, постоянно останавливаюсь. Этим объясняются мои вечные опоздания (смеется).
- У вас в спектакле «Ванна из лепестков роз» есть фраза: «Когда один человек очень ждет другого человека, между ними возникает воздушный мост. Ты идешь по этому мосту, как по воздуху, и не можешь остановиться…»
- Да, такая сопливая, но, в общем? хорошая фраза. Это очень редко происходит и тогда чуть-чуть сходишь с ума. Потрясающе, когда чувствуешь, что находишься с кем-то на одной волне. Это, как встретить двойника.
- Сейчас этот мост есть?
- Есть. Я сейчас иду по мосту.
- И давно идете?
- Буду предельно точен: около пяти лет.
- А бывает одностороннее движение?
- Да, бывало, по-моему, пару раз. Очень долго переживал я это. Но, попереживал и успокоился. Решил, что мост-то не один, - можно построить много. Вот мои родители живут вместе сорок лет! И это идеально: есть два человека и больше никого не возникает, ни случайно, ни нарочно…
- Есть ли человек, чье мнение вам важно?
- У меня есть своя точка зрения, но я никогда не упираюсь рогом, если слышу обоснованное и дельное предложение или совет. Наоборот, очень дорожу мнением, которое можно использовать в работе. Если оно для пользы дела – я легко меняю свою позицию.
- Вы никогда не хотели переехать в Москву?
- Всегда хотел, но я сверхъестественно ленив. Сейчас в Питере достаточно работы и это замечательно. А так, лишь бы в Москву – нет. Надеюсь, от безысходности не придется искать счастья в Москве. Уж лучше они к нам.

Беседовала Ксения Стрелецкая.

• Борис Хвошнянский родился 17 февраля 1968 года в Ленинграде, в семье инженеров-физиков.
• После школы поступил в Педагогический институт им. Герцена, поскольку первая попытка поступить в Театральный провалилась. Отслужив в армии, поступил в ЛГИТМиК во второй раз и в результате попал на курс В.Петрова.
• Играл на бас-гитаре в составе петербургской группы «Пепси».
• Работал в театре «Время», в «Театре-Буфф», играл в спектаклях «Русской антрепризы» им. Андрея Миронова.
• С 2001 года - актер труппы театра «Смешной театрик» Бориса Уварова.
В 2003 году сыграл Фигаро в Новогоднем проекте НТВ и украинского канала «Интер» - мюзикле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по комедии Бомарше.